Жанр stealth action появился уже достаточно давно, но обрел популярность только благодаря некоторым его представителям. Серии игр Hitman, Splinter Cell и некоторые другие оказали положительное влияние на любовь аудитории к проектам подобного типа.
Многие игры стелс экшен разительно отличаются от своих прародителей с приставкой «экшн». Первое отличие – необходимость постоянно скрываться от врагов, всеми возможными способами пытаясь спрятаться от камер, бесшумно двигаясь и также бесшумно устраняя противника проходить миссию. Если экшен это постоянные сражения, динамика, уничтожение, то стелс экшен это неторопливое устранение противника, продуманные ходы и перебежки, терпение.
Популярностью в подобных играх пользуется небольшое количество здоровья у главного героя и его быстрая «убиваемость», дабы отчаявшийся пользователь не пошел крошить врагов, забыв о стелс составляющей. Для этой же цели одно время в Hitman использовалась система штрафов за лишние убийства, не предусмотренные целями и задачами киллера.
Многие считают, что Hitman и Splinter Cell – лучшие стелс экшены и это правда. Данные проекты намного протолкнули жанр вперед. В Hitman, считающийся первым «симулятором киллера», главный герой для того, чтобы уничтожить свою цель, должен находить удобные места для выстрела, скрываться, чтобы не быть найденным охраной, уничтожать необходимых людей исподтишка и продумывать каждый свой ход, чтобы не попасться. В Splinter Cell Сэм Фишер, будучи агентом специального подразделения, должен пробираться туда, куда попасть практически невозможно. Он пробирается на террористические базы, в секретные офисы и на тайные склады оружия, устраняя даже небольшую возможность угрозы для родной страны.
Есть и другие игры стелс экшен запомнившиеся аудитории, но в большинстве своем данный жанр не очень популярен. В основном стелс внедряют в качестве приятного дополнения, вроде воровства и бесшумного убийства в серии TES или одного из вариантов прохождения, как в Deus Ex: Human Revolution, но не как основную модель развития. Это потому, что стелс шутеры не имеют динамики, здесь все размеренно и терпеливо, а чтобы сделать и быстрые убийства в стиле стелс и не потерять своеобразного шарма данного жанра, пришлось бы потратить слишком много сил и времени.
Многие стелс экшены до сих пор не могут потягаться с гигантами этого жанра, потому то дополнительно и вставляют в игры более популярную схему «идти напролом и убивать всех».