Сейчас 2016 год, а последняя игра из серии Command & Conquer вышла 6 лет назад. Неизвестны планы на данный момент правообладателя по выпуску новых игр, поэтому данное повествование может устареть уже завтра, а может через месяц или год. В это тёмное время мне хочется рассказать русскоязычным фанатам C&C историю портала cncseries.ru и, надеюсь, что моя память позволит её сделать интересной для вас.
Сегодня мы существуем в виде группы «Вконтакте», а сам сайт обновляется очень редко, но как бы очевидно это не было, так было не всегда. Могу сказать сразу, что автор данного текста не был тем человеком, который ездил по выставкам, общался с разработчиками, брал автограф у Джо Кукана или вершил историю сообщества. Мне больше выпала роль смотрителя или наблюдателя, и почти за 10 лет наблюдений пришлось увидеть очень многое. Помимо этого, остаётся добавить, английский в то время давался мне средне, и я старался не покидать родных стен, поэтому в этом тексте не будут упомянуты такие гиганты как PPM, CnCNZ, CnCDen и прочие. Ребята с этих сайтов проделали огромную работу, но самое важное с них всегда было и у нас, причём переведенное на родной язык. Также остается добавить: мне придётся обойтись без указания имён, ников и точных дат. Первое, потому что в такой работе, как сообщество по серии игр, вклад любого участника равен остальным, независимо от его роли, а второе, потому что поиск дат займёт неоправданно много времени.
Изменила ли серия C&C игровую индустрию? Общепринятым мнением считается, что да, изменила. Мода на RTS не спадала лет 5-7 после выхода шедевральной C&C 95, которая определила облик целого жанра. Моя судьба также оказалась связана и с этой игрой, и с серией в целом. Но так как история не обо мне, то обойдёмся лишь краткой справкой о том, как я начал в неё играть.
C&C95 Впервые мною была увидена на PS1, пк в доме тогда ещё не было. В силу своего раннего возраста, мне в этой игре после многочисленных «Гонок» и «Стрелялок» не было понятно ровным счётом ничего, и в игру пришлось играть моему отцу. Увидев в его исполнении кампанию за ГСБ, понимание происходящего постепенно пришло и ко мне. Потом у меня появился Red Alert 1, всё на той же PS1. Лично для меня разница между двумя играми тогда заключалась лишь в наличии у РА1 режима «Сражение», ибо никакого сюжета и подоплёки я не понимал. После освоения РА1 были и детские «Арты» по мотивам тяжёлого танками, и расстройства от Low Power, и, самое главное, часами выстраиваемые огромные базы, в которых главным критерием была красота.
Однако время шло, и в доме уже появился настоящий ПК. К тому моменту, как все его хитрости и принцип работы (точнее игры) на нём были поняты и изучены, мне достался заветный диск с Red Alert 2. По меркам истории самой серии C&C это уже довольно поздно, но будучи тогда всё ещё ребёнком, ваш покорный слуга и понятия не имел о полном перечне игр и его иерархии.
В RA2 я влюбился сразу и навсегда. Сюжет уже был понятен (попробуй тут не пойми с такими-то роликами), картинка казалась шикарной, а игра при помощи мыши в C&C оказалась куда удобнее. Данная игра отняла у меня несметное количество времени, породила множество споров, сетевых игр «по локалке» и до сих пор находится у меня в установленных на любом компьютере. Потом были и Renegade с открытым ртом, и Tiberian Sun со сборника от «Триады», в котором без роликов ничего было непонятно. Но главное откровение того времени было впереди, этой точкой оказались «Генералы», на которых и началось моё знакомство с русскоязычным сообществом C&C.
В интернет в свободном пользовании мне посчастливилось попасть в то время, когда он уже был широко распространён, но сидеть в нём постоянно было ещё нельзя. Иногда, загрузив страницу на том самом шипящем модеме, приходилось отключаться от сети и для экономии читать написанное уже оффлайн. Примерно час или два в день пользователи этого «Чуда» проводили тогда в среднем в быстро развивающемся мире информации, и каждое открытие было почти откровением.
Но вернёмся к «Генералам». 2003 год, шикарная 3д картинка, самолётики, взрывы, ракеты, кампания с изумительными роликами на движке. Никого в те времена не смущало ни отсутствие сайдбара, ни строительство рабочими вместо МСЦ. Это был настоящий «Некст Ген», который отнял у меня тогда не меньше времени, чем это сделал РА2.
Буду с вами честен, моя память не оставила информации о том, зачем меня занесло на http://redalert3.narod.ru/ (каким-то образом работающий до сих пор, кстати). Вроде бы целью моих поисков были карты, для тех самых «Генералов», но, к моему удивлению, нашёл по данному адресу я далеко не только то, что искал.
Ни тогда, ни позже, у меня почему-то не возникало интереса узнать: было ли сообщество до РА3 на народе в наших краях на данную тему или нет. Обрывками мне попадались упоминания про commandandconquer.ru, но я его уже не застал и до сих пор не знаю, существовал ли он в природе.
http://redalert3.narod.ru/ во время моего появления на нём был уже довольно таки большим и полным полезностей. Самой страницей занимался тогда один человек — автор сайта, а цель его была предельно ясна. Она заключалась не столько в объединении фанатов серии, сколько в переводе информации с английского, оставшейся после закрытия Westwood. У портала уже был форум, куда я и обратился за помощью, захотев создать свою карту для «Генералов», благо редактор карт поставлялся вместе с игрой.
Форум был бесплатным, на хостинге и движке FastBB, и для интернета того времени, работал он действительно «Фаст». На нём меня приняли очень тепло и, даже не смотря на очень юный возраст, показали и рассказали, как и с чего начать делать карты. На форуме РА3 уже существовал небольшой мирок. В каждом разделе были свои модераторы, но в отличии от своих поздних коллег, тогда главным было не слежение за порядком, а знание той игры, раздел которой ты модерируешь. Модератором по Tiberian Sun, кстати, тогда был будущий автор и основатель CnCSeries.ru.
Время тогда напоминало чем-то то, что происходит с C&C сегодня. Только что вышло дополнение Zero Hour, и ЕА долгие 3 года молчала о судьбе серии, успев сделать две RTS по «Властелину колец». На форуме занимались модами для 2д игр, делали карты, делились впечатлениями и мечтали об игре по сети. Да-да, тогда ни скорость интернета, ни отсутствие лицензионных дисков не позволяло нам сразиться друг с другом. А как хотелось, передать невозможно. Спустя несколько месяцев мне удалось стать даже модератором раздела Zero Hour, чем я помню уж очень гордился! Сам же сайт со временем переехал на http://redalert3.net.ru/, несколько раз менялся форум. Модераторы же, пробуя себя в сайтостроении, открывали свои небольшие странички, посвященные конкретным играм, но ничего глобального не происходило.
И так было до 2006 года, пока не грянула буря, и ЕА не анонсировала C&C 3. Возвращение МСЦ, ГСБ и Нод, шикарная графика, официальный перевод на русский язык! О чём ещё можно было мечтать, пережив 3 года «Радиомолчания»? Анонс игры поразил всех настолько, что тот самый модератор раздела Tiberian Sun объявил о создании http://cnc3.ru/. Форум было решено перенести туда, после чего портал РА3, дав жизнь большому началу, стал медленно отходить в тень.
Новый сайт для сообщества старались сделать таким же прорывом, как и ожидаемая игра. Дизайн, новый форум, множество технических добавок и обновлений, всё это вывело общение на совершенно новый уровень. На данном форуме, мне выпала честь получить повышение до его администратора, хотя и тогда, и всё время после, функционально и душой я остался «Маршал модератором», нежели техническим админом.
После релиза Tiberium Wars стало происходить нечто невероятное. Поток людей, вопросов и обсуждений вырос просто многократно. Способствовало этому как распространение лицензионной копии игры, так и интернет, ставший ещё доступнее. Люди буквально стекались на форум за ответами касательно новой игры. На первую ругань и «Троллей» сообщество отвечало добором модераторов, добровольно следящих за порядком. В тоже самое время к нам пришло множество технически подкованных ребят, которые составили фанатскую техподдержку по C&C 3. Многие из них потом стали ядром административного состава CnCSeries.ru, а исполняли они свои задачи ничем не хуже своих «коллег» из ЕА.
Разработчики без устали напоминали, что C&C 3 спортивная игра, а толщина канала уже позволяла проверить это на деле. На форуме начались первые сходки, турниры, появился раздел с «Реплеями», ставший местом жарких обсуждений. Примерно в то время, к нам пришёл один товарищ с дружественного сайта по генералам и основал клан по TW под флагом CnC3Ru, названный UCC3R. Описывать данный клан смысла большого нет, могу лишь сказать, что полгода игры в нём для его участников не прошли зря.
Сайты по конкретным играм росли как грибы. Renegade, RA2, «Генералы» — у всего были фанаты, хотевшие создать свою страничку посвященную любимой игре. Где-то во время анонса Kane’s Wrath мы поняли, что нас стало слишком много и сообществу нужен единый центр координации и места, откуда можно без труда «найти дорогу». Этим местом на долгие 7 лет, стали сайт и форум https://cncseries.ru/, созданные как знак дружбы и единения между поклонниками C&C.
На самом деле, автор статьи мало что может рассказать по поводу самого запуска сайта. Для меня лично это был очередной переезд, новый этап жизни, каким в своё время стал cnc3.ru. За все годы «Работы» на Series у меня даже не было доступа в «Админку» самого портала, и за исправлением ошибок приходилось обращаться к ответственным за это людям, а самому полностью сосредоточиться на проблемах форума. Однако, даже несмотря на это, у меня есть информация о том, что в создании CnCSeries.ru были заинтересованы в самой ЕА. Но насколько я знаю, их интерес быстро иссяк, а всё последующее время мы были предоставлены сами себе и своей инициативе.
После окончания «Строительства» работа сообщества C&C была систематизирована. Авторы многочисленных сайтов ставили у себя ссылку на https://cncseries.ru/, а также заменяли свои личные форумы на общий. Взамен они получали возможность писать новости на главной с указанием уже своих страниц как источника информации, а также «официальное» членство в семье CnCSeries.ru. Но исключения, конечно, были и в этом. Например, ребята с http://www.generals-zh.ru/ оставили себе свой форум, который на момент написания данного текста функционирует до сих пор.
За свою долгую жизнь Series по меркам игрового сообщества успел очень многое. Мы встретили три новые игры, пристально следя за каждой с самого начала разработки. Ждали передачу, посвящённую C&C от ЕА под названием «Battlecast Primetime», а в новостях делились модами, картами и многим другим. Помимо этого, была продолжена традиция турниров и сходок, только теперь уже не только по C&C 3, но и по всему, во что у большинства была возможность поиграть. Кроме этого, был создан собственный наш файлообменник, и некоторое время работало радио C&C.
Самыми большими успехами по работе сайта с аудиторией были несколько конкурсов, включая один литературный, результаты которого до сих пор бережно хранятся и строго рекомендуются к ознакомлению. Из того, что мы не смогли добиться, несмотря на общение в наших кругах от композиторов до 3д художников, является то, что из наших стен так и не вышло ни одной модификации по трёхмерным играм C&C. Отчасти причиной этому послужило отсутствие идейного катализатора для начала работ подобного рода. С другой же стороны, в рунете уже были сайты, посвящённые «модам» (например Red System), а роль CnCSeries.ru сводилась к информационной поддержке.
Но если портал был лишь фасадом «здания», то местом, где происходили все основные процессы, определявшие историю, был форум. Запущен он был сразу вместе с сайтом. Это был 2008, впереди нас, как и весь интернет, ждали Twitter, Facebook, YouTube, ставший обыденностью, и, конечно же, «Вконтакте». А пока, у нас был поражавший своими возможностями форумный движок IPB последней версии, множество пустых разделов и куча посетителей для того чтобы их заполнить.
Весь состав администраторов и модераторов в первозданном виде переехал с cnc3.ru. Нововведением же в иерархии стала должность «Супер-модератора», которая была посвящена модерации всего пространства, без привязки к конкретным разделам и тематике. Супер-модераторами, как правило, становились люди с наибольшим стажем и инициативой, а некоторые из них со временем дослужились даже до администраторов.
Главным ориентиром для администрации с самого начала и до конца был ориентир на довольство наших посетителей.
Форум CnCSeries.ru был популярен с его основания и до самого закрытия. Старейшие постояльцы стали друг для друга неким подобием интернет семьи и очень дорожили всем, что происходило за нашими дверями. В связи с тем, что людей общаться стало в разы больше, тематика медленно выровнялась между C&C и многими другими интересами. У нас было и обсуждение музыки, и фильмов, и других игр. Были даже темы с собственными поделками и интересными статьями. Читать можно было бесконечно, причём бесконечно интересно, так как стратегии, прежде всего, интересны людям с несколько похожими складами ума и взглядами на мир.
Были-ли у нас на форуме проблемы? Да, были, ведь там, где есть больше одного человека, они всегда есть. Были и ссоры, были и обиды, и спам, и боты, и юзеры — вредители. Но охват администраторов и модераторов по времени составлял почти целые сутки, так что «внешние» и публичные проблемы устранялись оперативно. О внутренних проблемах же рассказать в этой статье я не имею права, да и не хочется мне этого делать. Но чтоб не выглядеть идеалистом, рассказывающим про утопию должен признать, что и они естественно имели место. Большинство из них ребята из «Админки» смогли преодолеть с честью и достоинством, не развалив при этом сайт и форум, даже несмотря на самый жаркий и безрассудный на тот момент возраст большей части админ состава.
Мне и тогда, и даже многим позже приходилось слышать упрёки в перегибах на CnCSeries.ru в плане цензуры. Со всей объективностью могу заявить, что это наговоры или незнание картины в целом и тем-более изнутри. Да, мы запретили все популярные мемы, мат и прочее неподобающее месту поведение, но лишь потому, что для всего этого на просторах интернета было нечто более подходящее, чем наш форум. Как человек, видевший систему принятия админ решений, могу заявить: у нас была демократия. Ни один бан и ни одно изменение в правилах не проходило без голосования. Админского же произвола с баном неугодных не было в принципе, ведь без того самого голосования банить было нельзя.
Форум и сайт C&C Series жили в подобном настроении, встречая Red Alert 3. Столь ожидаемое для нас событие оказалось не столь грандиозным, каким его ожидали увидеть фанаты серии. Да, игра вышла красочная и технологически красивая, но геймплейные изменения разработчиков не прошли даром. Кроме того, критике подверглись излишняя цветастость и полное впадение в стилистическую идиотию в отличии от прошлых частей с этой идиотией балансировавших. RA3 нашёл своих поклонников, по нему прошло несколько турниров, однако он остался спорной игрой и первой весточкой, что ЕА делает что-то не так.
После выхода Red Alert 3, идейный отец основатель сообщества, создавший http://redalert3.narod.ru/, решил воскресить свой проект, но уже по адресу http://redalert3.nukenet.ru/ (Обновляется кстати до сих пор). Он вновь создал свой форум, после чего в жизни основного сообщества участия почти не принимал, являясь частью обширной системы наших сайтов.
Анонс C&C 4 вселял в нас оптимистическую надежду, ведь, казалось, изменить серию сильнее, чем в РА3, уже невозможно, но увы, хуже бывает всегда. Мне совершенно не хочется вспоминать то, что вышло под этим названием. Если вы не в курсе, то в этой игре была перевернута вся механика и даже убрано самое явление баз как таковых. На популярности игры это сказалось ожидаемым образом. Лишь самые стойкие добирались до конца «сюжета», после чего старались забыть явившиеся им инновации как страшный сон.
Командой CnCSeries.ru были созданы сайты и по C&C4, и по End of Nations, и позднее по Generals 2, а также Grey Goo. Популярность форума падала в связи с развитием портативных устройств и социальных сетей, и к 2013 от нашей былой активности не осталось почти ничего. Примерно в то время на форуме был выявлен баг, из-за которого один из активных пользователей был забанен, а администрация долгое время не знала об этом. Было принято решение сменить форум на общий с дружественным нам сайтом GameTarget, но увы, ожидаемого результата это не принесло.
Формат форумов на то время уже устарел, а наполнять новое сообщество было некем и незачем, особенно учитывая ситуацию с серией C&C в целом. Ведь ЕА отменив Generals 2 (Они же C&C Free To Play) совершенно убила для нас надежду на приток новых людей.
Пообщавшись где-то около года на новом технически совершенном, но никому ненужном форуме, последние из админ состава разошлись, сохранив дружбу и хорошие отношения между собой.
Сам сайт ещё некоторое время обновлялся силами одного из новостников, но потом и у него закончилось свободное время на полноценные новости в мире «Твича», Твиттера и видео обзоров.
Однако неожиданное иногда случается. В 2016 году автору данного текста предложили заняться группой С&C Series в «Вконтакте». На тот момент я был очень далёк от C&C сообщества, но в связи с любовью к былым временам с радостью согласился. Поначалу банальное поддержание активности переросло в нечто большее и, как и прежде, привело к знакомству прекрасных людей между собой. Сейчас в группе проводятся регулярные игры между подписчиками, полным ходом идёт общение и даже создание контента.
Серия C&C, как и любая проверенная временем классика, жива в сердцах людей, а потому всегда приятно найти собеседника, разделяющего твои интересы. Продлится ли новый виток активности в новом формате долго? Никто не знает. Возможно, когда вы читаете этот текст, всё снова впало в анабиоз. А возможно, в мире уже вышло много новых прекрасных игр из серии C&C, и кто-то, с кем сегодня вместе мы ведём сообщество в ВК, напишет текст подобный этому. Но в одном можно быть уверенным точно: если вы дочитали до этого места, полистайте страницы нашего сайта, ибо они памятник ушедшей эпохи и возможности беспрецедентного единения людей с общей идеей (В рамках интернета того времени).
Как хорошо написано, спасибо, прочитал с удовольствием
Хехех, до сих пор перечитываю некоторые темы форума и сайта. А также иногда захожу на сайт Коммандера, неплохие статьи там.